Город Славгород
Муниципальный округ город Славгород Алтайского края

«Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов»

«Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов».

Антикоррупционная экспертиза в России является обязательной процедурой, которая способствует пресечению коррупции, обеспечению законности и правопорядка, верховенства права и защиты интересов общества и государства. 
Антикоррупционная экспертиза проводят уполномоченные субъекты с целью выявления и устранения коррупциогенных факторов и обеспечения законности. 
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» проведение экспертизы является обязательным, поэтому при уклонении соответствующего государственного или муниципального органа от такой экспертизы с заявлением в суд о признании незаконным бездействия и возложении обязанности ее провести вправе обратиться прокурор. 
Экспертиза проводится прокурорами при осуществлении надзора за законностью правовых актов и их проектов, Минюст России выполняет ее при проведении правовой экспертизы и мониторинга применения нормативных правовых актов, также антикоррупционную экспертизу проводят и другие органы, организации и их должностные лица в соответствии с Законом № 172-ФЗ. 
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ институты гражданского общества и граждане РФ могут проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами РФ, за счет собственных средств. Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции. 
Порядок проведения экспертизы различается в зависимости от того, кто ее проводит. Так, например, прокуратура может внести представление об устранении нарушений в соответствующие органы и организации, требование о изменении нормативного правового акта с целью исключения выявленного коррупциогенного фактора, предложить способ устранения нарушения или обратиться в суд. 
По результатам проведения антикоррупционной экспертизы ее результаты отражаются в соответствующих требованиях и заключениях. 
Лицо, которому внесено требование обязано рассмотреть его и принять меры к исключению из нормативного правового акта коррупциогенного фактора, о чем сообщить прокурору. 
В качестве коррупциогенных факторов выступают такие положения правовых актов при применении которых закладывается риск возникновения коррупции. Коррупциогенными факторами являются нормативные положения, устанавливающие для правоприменителей широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. 
Во всех указанных случаях закладывается риск возникновения коррупции, создаются условия для ее появления, которые должны быть исключены путем проведения экспертизы. 
Кроме того, с соблюдением определенных ограничений, установленных ч. 1.1 ст. 5 Закона № 172-ФЗ антикоррупционную экспертизу по своей инициативе могут проводить институты гражданского общества и граждане РФ, однако их заключения носят всего лишь рекомендательный характер. 

Старший помощник Славгородского 
межрайонного прокурора 
младший советник юстиции 
Дурнов Е.А. 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie